Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Ноябрь 2019

Фото: © Nord Stream 2/Paul Langrock

Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»

Как мы и предполагали ранее, драматическая история строительства газопровода «Северный поток – 2» («СП-2») завершается острым эндшпилем в конце 2019 года.

30 октября, через полтора года размышлений, Дания, последняя из стран, по территории которой запланировано прохождение газопровода «СП-2», наконец дала разрешение на прокладку оставшихся 147 км двух веток трубы (общей протяженностью 2400 км) в своей исключительной экономической морской зоне (к югу острова Борнхольм).

Тем самым устраняется последнее правовое препятствие для работ по фактической укладке газопровода до конечного пункта в поселке Грайфсвальд (Германия). Однако противники «СП-2» не собираются останавливаться, пытаясь использовать все доступные способы давления.

31 октября будущий посол США в России Джон Салливан, выступая в Конгрессе США при утверждении в должности, подчеркнул, что «остановка строительства «СП-2» — первоочередная задача Госдепа». Комментируя решение Дании, он отметил: «Меня беспокоит, что мы уже, вероятно, дошли до этапа, когда у России есть и ресурсы, и возможности завершить строительство проекта, несмотря на все наши действия. Так что введение санкций не остановит «Северный поток-2».

Его шеф, госсекретарь США Майкл Помпео, 7 ноября, будучи в Берлине, строго указал Германии на то, что «СП-2» «подрывает энергетическую безопасность Европы». В тот же день госрегулятор Польши выставил штраф в €40 млн французской компании «Энеджи» — одному из участников проекта газопровода.

В чем причины такой ожесточенной борьбы «до последнего патрона»?

В ее основе — бескомпромиссное экономическое и геополитическое противостояние между Россией и США за влияние на газовый рынок Европы и характер отношений на историческую перспективу в треугольнике США–Европа–Россия.

В 2018 году доля «Газпрома» в газовом балансе ЕС уже составила 38 %. Доля российского газа в 11 странах ЕС — более 75%. В Германии — около 50 %, при том что «мастерская Европы» на 98 % зависит от импорта нефти и на 92 % от импорта газа. Завершение «СП-2» позволит европейским потребителям уже в 2020 году сэкономить €8 млрд при оплате счетов за электричество и отопление, не покупая LNG газ из США, который на 30 % дороже российского. При успешном завершении только система газопроводов «СП-1» + «СП-2» будет доставлять в Европу 110 млрд кубометров газа, или 25 % всего импорта этого продукта странами ЕЭС.

На фоне постепенного снижения производства газа в странах ЕЭС и Норвегии со вступившими в завершающую стадию постройки «СП-2» и «Турецкого потока» Россия и Европа оказываются связанными энергетическим мостом на десятилетия вперед. Остаются мечтой многолетние попытки США разорвать эту связь, заместив трубопроводный, логистически более доступный для европейского потребителя, дешевый газ из России на дорогой сжиженный – из США.

Геополитическое измерение еще шире. С приходом в Белый дом евроскептика президента Дональда Трампа в трансатлантических отношениях наметилась серьезная трещина. Торгово-тарифные войны США затронули и ЕЭС. Политический климат в упоминавшемся геополитическом треугольнике США–Европа–Россия в особой степени зависит от отношений Германии и РФ. Стабильные долговременные отношения России и Германии, закрепляемые «СП-2», идут вразрез со стратегией США по противостоянию РФ. К удивлению многих, экономический мотор Европы — Германия — сумела противостоять беспрецедентному давлению США и с «Северным Потоком – 2», и с допуском китайского Huawei для строительства сетей мобильной связи поколения 5G, о чем не случайно сокрушался в Берлине госсекретарь США.

Вместе с тем Германия стремится «умиротворить» противников «СП-2». Так, немецкий бундестаг 13 ноября принял резолюцию, фактически подтверждающую распространение правил Газовой директивы ЕС на «Северный поток – 2».* Вступившие в мае 2019 года в действие поправки к Газовой директиве включают в себя разделение деятельности по добыче и транспортировке газа (в ЕС компания не может добывать газ и одновременно владеть трубопроводом, по которому он доставляется). Также среди поправок — установка конкурентных тарифов на прокачку газа и доступ к трубе третьих сторон.

В этих условиях оператор проекта «Северный поток – 2» (Nord Stream 2 AG) начал арбитраж против ЕС из-за несоответствия поправок в Газовой директиве Евросоюза Энергетической хартии. Оператор проекта поясняет, что считает их дискриминационными, нарушающими принципы права Евросоюза о равном обращении и пропорциональности и принятыми для препятствования реализации проекта «Северный поток – 2». «ЕС нарушил свои обязательства, изложенные в статьях 10 и 13 Договора к Энергетической хартии, приняв дискриминационные поправки к Газовой директиве».

В статье 10 Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) говорится о поощрении и создании стабильных, равноправных, благоприятных и гласных условий для инвесторов; в статье 13 — о том, что инвестиции не подлежат национализации, экспроприации или иным мерам, имеющим аналогичные последствия.

Судя по всему, борьба будет продолжаться не только до физического запуска газопровода, но и после.

*При этом, в соответствии с приятым бундестагом документом, «Северный поток — 1» освобождается от требований энергопакета как уже построенный трубопровод. А для «Северного потока — 2» «должны применяться законодательные правила, чтобы был возможен “анбандлинг”(разделение на поставщика газа и владельца трубы) на отрезке в 12 морских миль». Достигнутый между ЕС и Германией компромисс предполагает, что регулирование в отношении соответствующей части “Северного потока — 2” будет осуществляться Федеральным сетевым агентством ФРГ. Еврокомиссия первоначально настаивала, что регулирование такого участка будет входить в ее компетенцию.

Решение об освобождении трубопровода от требований энергопакета Федеральное сетевое агентство должно принять до 24 мая 2020 года.

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru