Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Октябрь 2023

Фото: © REUTERS/Yves Herman

 

Евросоюз – так жить нельзя или версия 2.0?

Кризисное состояние современной Европы, о котором мы говорили в предыдущей статье, геополитические, социальные и экономические вызовы, перед которыми стоит «Старый континент», заставляют Евросоюз искать новые формы развития на путях переформатирования действующих механизмов и дальнейшей экспансии.

Концепция так называемой «разноскоростной Европы» обсуждается уже давно.

Главной проблемой Евросоюза с самого начала было то, что он не смог сформулировать свои федералистские цели, сделав экономические преимущества Союза доступными для множества стран, некоторые из которых не хотели жертвовать своим суверенитетом в обмен на эти привилегии.

В марте 2017 года на ежегодном саммите Совета Европы (СЕ) главы государств - членов СЕ со скандалом не согласовали итоговый документ из-за одного параграфа: «Мы продолжим совместную работу ради достижения всеобщего блага с пониманием того, что некоторые из нас могут двигаться ближе, дальше или быстрее в некоторых областях и что необходимо оставить двери открытыми для тех, кто хочет присоединиться к нам позже, и сохранить единство единого рынка, Шенгенской зоны и Евросоюза в целом. Единый и неразделимый союз, члены которого действуют сообща там, где это возможно, но с разной скоростью и интенсивностью там, где это необходимо».

Страны - получатели евродотаций из Восточной и Юго-Восточной Европы усмотрели в концепции разноскоростной Европы своеобразный инструмент шантажа, которым Западная Европа, во главе с Германией и Францией, будет пользоваться, чтобы заставить остальных членов смириться с их лидерством.

Однако невиданные ранее геополитические трудности 2021-2023 годов, экономическая разбалансировка в ЕС и кризис придали этим идеям особую актуальность.

Многие в ЕС убедили себя в том, что логика противостояния Евросоюза с Россией требует скорейшего предоставления членства в организации Украине и Молдове.

В отношении Украины эта линия была подтверждена демонстративной встречей министров иностранных дел всех стран ЕС в Киеве 5 октября 2023 года — первой подобной встречей за пределами ЕС. Однако быстрое вступление Украины рискует подчеркнуть, насколько застопорилось расширение ЕС на балканские государства.

Страны бывшей Югославии унижены тем, как Украину буквально «тащат к членству», в то время как они пребывают в подвешенном состоянии с 2000-х годов (Северная Македония - с 2005 года, Черногория - с 2010, Сербия - с 2012). Что уж вспоминать о пребывании в «европейском предбаннике» Турции с 1999 года!

При реальном поглощении Евросоюзом Украины - территории, не только находящейся в состоянии войны, но и значительно более бедной и более коррумпированной, чем балканские государства, их недоумение неизбежно выльется в открытое недовольство.

Кроме внешних вызовов на своих границах, ЕС также имеет непокорную группу стран Центральной и Восточной Европы — Польшу, Венгрию и Словакию, — которые упорно не соглашаются с диктатом Брюсселя. Не случайно Financial Times даже назвала их «государствами-изгоями».  Однако номинально равное положение с другими странами ЕС предоставляет этим «изгоям» значительные возможности влияния в структурах евроинтеграции. В 2000-х годах Евросоюз утратил статус клуба развитых экономик и стал уделять больше внимания политическим вопросам.

 В современных реалиях работу по экономическому развитию стран - членов Союза нельзя назвать успешной. ЕС так и не смог решить главную задачу: выравнивание уровня развития западных и восточных членов сообщества. Как и прежде, государства ЕС можно условно разделить на два лагеря: страны-доноры и государства - получатели евродотаций. Распределение доноров и реципиентов дотаций остается стабильным на протяжении многих лет и легко распознается по региональному и хронологическому признакам. В числе доноров – наиболее развитые экономики стран Северной и Западной Европы, старейших участников ЕС.

Больше всего дотаций получают страны Южной и Восточной Европы, при этом большинство восточноевропейских стран принадлежит к числу новых участников ЕС (сюда, например, входят Польша и страны Прибалтики, на долю которых приходится большая часть выделяемой финансовой поддержки).

Фактически признав системный кризис действующей модели Евросоюза, два государства – основателя ЕС: Германия и Франция (в лице государственного министра Германии А. Люрманн и министра по делам ЕС Франции Л. Бун) – выступили в июне 2023 года с совместным заявлением, в котором сообщили о подготовке масштабной институциональной реформы Европейского союза.

По их поручению 19 сентября 2023 года был подготовлен экспертный доклад «Плавание в открытом море: реформирование и расширение ЕС в перспективе XXI века» (документ на английском языке размещен на сайте МИД ФРГ)1.

Уже 6 октября 2023 года доклад обсуждался на саммите Европейского политического сообщества в Гранаде (Испания), где 2030 год был обозначен как рубеж для приятия в ЕС балканских стран и Украины.

Планируемая реформа предусматривает принципиальные изменения в системе управления ЕС. Предлагается резко сократить число еврокомиссаров, сохранить при расширении ЕС существующую численность депутатов Европейского парламента (751) и, самое главное, отменить право вето для членов Европейского совета (является собранием лидеров европейских стран), главного политического органа ЕС.

Авторы доклада считают, что обычное мажоритарное голосование будет более эффективным, чем консенсус. «Усиливающиеся разногласия и поляризация между правительствами стран ЕС все в большей мере затрудняют оперативное и ориентированное на будущее принятие решений. Предоставление права вето еще десяти новым государствам-членам со временем может парализовать ЕС»2, — говорится в документе.

Составители доклада отмечают, что «некоторые члены ЕС ставят под сомнение верховенство права, примат законодательства ЕС над национальным, а также общие ценности, изложенные в договоре о Евросоюзе»3.

Планируется отменить единогласное голосование в Европейском совете по таким вопросам, как внешняя политика, налогообложение и дальнейшее расширение Европейского союза. На практике это может означать, например, что Брюссель будет иметь право ввести единую налоговую ставку по всему ЕС.

Наряду с сокращением управленческого аппарата и изменением принципов принятия решений в Европейском совете, эксперты порекомендовали разделить членов ЕС и дружественные Евросоюзу государства на четыре категории4.

Источник: Paper-EU-reform.pdf, с. 41

В первую группу должны войти страны — участники валютной зоны евро и Шенгенской зоны, то есть своего рода «внутренний круг» стран и политиков, принимающих решение и имеющих доступ к критической информации. Это ядро обновленного Евросоюза должно соответствовать определенным принципам.

Например, по ключевому вопросу разделения полномочий по принятию решений, издержек и выгод сформулировано следующее правило: «…только те страны, которые подтвердили участие в более глубокой интеграции, должны иметь право на принятие соответствующих решений, иметь полномочия (например, в Совете ЕС), а также разделять затраты и выгоды. Это может повлечь за собой создание конкретных бюджетов только для участвующих государств-членов».

Вот еще один барьер для попадания в ядро избранных: «…если государство-член, присоединившееся к пионерской группе, созданной для углубления интеграции, внезапно больше не подписывается на цели группы, оно должно быть не в состоянии помешать группе двигаться вперед, углубляя интеграцию, и не ограничивать способность к действию. Должен быть создан механизм, предусматривающий исключение государства-члена из основной группы, если оно больше не поддерживает ее цели. При этом, несмотря на выход из основной группы, членство государства в ЕС сохраняется»5.

Во вторую группу включены нынешние и будущие члены ЕС, связанные «одними и теми же политическими целями», то есть сам Евросоюз и более низкие звенья его чиновников.

В третью категорию могут войти страны - ассоциированные члены, ориентированные на создание общего рынка с ЕС.

В четвертую — государства, которые не проводят политику евроинтеграции, но заинтересованы в «геополитическом сближении» с ЕС. Фактически к этой касте относятся все 45 государств Европейского политического сообщества, собравшиеся 5-6 октября 2023 года в Гранаде6.

Если очистить предложенную реформу от высокопарной шелухи, Париж и Берлин фактически провозгласили переход к строительству федеративного европейского государства.

Сегодня ЕС – конфедерация, союз суверенных государств, в котором любое политическое решение принимается только единогласно. Конфедерация предполагает равноправие государств-членов. Оно достигается путем реализации либо права вето, либо права государства не исполнять решения, с которыми оно не согласно.

Лоббируемые Францией и Германией изменения фактически ограничивают суверенитет остальных участников ЕС, устанавливая своеобразную диктатуру триумвирата (третьей стороной будет любовно взращенная евробюрократия «коллективного Брюсселя»).

Отмена права вето направлена против нынешних и потенциальных «фрондёров» — таких как Венгрия, Польша и Словакия, отказывающихся выполнять меры, противоречащие национальным интересам. Венгрия и Польша продолжают, например, пользоваться собственными валютами вместе с евро. Если реформа осуществится, то Будапешт и Варшава могут оказаться вне государств - членов первого круга и вместе с предполагаемыми новыми членами Евросоюза станут «вторым сортом» для Франции и Германии. Парижу и Берлину такой расклад будет однозначно выгоден.

Западная Европа заинтересована в мажоритарном принципе голосования в ЕС. Это позволит игнорировать мнение «смутьянов» и значительно облегчит продвижение либеральной повестки. Все недовольные члены ЕС, по сути, лишатся инструментов защиты, способов отстаивания своей точки зрения. Сокращение числа еврокомиссаров и депутатов Европарламента также направлено на уменьшение бюрократии, которая превратилась в большую проблему для Евросоюза.

Предлагаемая новая модель многоуровневого членства решает многие политические проблемы для основных государств Союза. Проще говоря, это позволяет Союзу поглотить Украину, Молдову и Балканы без экономических и политических издержек, связанных с предоставлением этим потенциально проблемным участникам прав, эквивалентных используемым в настоящий момент. Париж и Берлин стремятся закрепить первостепенную роль Западной Европы в ЕС и лишить возможности сопротивляться ее решениям восточноевропейские страны, включая новых членов Евросоюза.

Перспектива многоуровневого членства дает Германии и Франции возможность в будущем ограничить влияние государств из так называемой «Новой Европы», избегая при этом риска их фактического исключения из Евросоюза.

В то же время нельзя не признать, что предлагаемая реформа ослабит привлекательность Союза для государств-кандидатов. Существующий ныне путь вступления в ЕС является унизительно долгим, извилистым, но, по крайней мере, дающим прошедшим по нему до конца странам-кандидатам возможность получить полноправное членство и финансирование из фондов ЕС. В новой модели далеко не всем это гарантировано.

Франко-германская инициатива - своего рода пробный шар для оценки последующей реакции как членов европейского сообщества, так и очередников на вступление в ЕС.

«Старая Европа» с большой долей вероятности поддержит новый проект. Западноевропейские государства рассчитывают встать у руля ЕС рядом со своими лидерами – Францией и ФРГ.

Однако дальнейшие расклады совсем не так очевидны. Париж и Берлин должны будут придать своей инициативе общеевропейский характер, чтобы замаскировать гегемонистские амбиции. В этом случае столкнутся две тенденции – диктат Брюсселя (евробюрократии, заинтересованной в полной ликвидации национальных государств и создании «Европы регионов») и гегемония Парижа и Берлина, рассчитывающих поставить ресурсы Евросоюза на службу, прежде всего, себе и государствам «Старой Европы».

На начальном этапе интересы бюрократии ЕС, Франции и ФРГ совпадают – совместно они должны преодолеть противодействие недовольных. Здесь возможен конфликт «Старой» и «Новой» Европы с плохо просчитываемыми пока последствиями для будущего ЕС.

Если первый этап будет пройден, то на следующем возникнет конфликт Брюсселя, при поддержке Вашингтона, с ФРГ и Францией, понимающих, что евробюрократия приведет ЕС к полному подчинению США.

От результатов этих противостояний будет зависеть, возникнет ли федеративное государство под контролем Брюсселя (фактически США), либо возобладает франко-германская гегемония в Европе.

В более далекой исторической перспективе (как вариант, который нельзя исключать) – «возможна эволюция в сторону создания нового федеративно-конфедеративного государства: «Соединенных штатов (государств) Европы и США»7.

 

1 Paper-EU-reform.pdf

2 Там же с. 13

3 Там же

4 Paper-EU-reform.pdf, с. 41

5 Там же с. 39-41

6 Европейское политическое сообщество (англ. European Political Community, EPC) — межправительственная организация, учреждённая для политических и стратегических дискуссий о будущем Европы. В Европейское политическое сообщество, кроме членов ЕС, вошли кандидаты на вступление в ЕС (Северная Македония, Сербия, Черногория, Косово, Босния и Герцеговина), а также страны, не являющиеся членами ЕС, такие как Великобритания, Азербайджан, Исландия, Украина и Молдова, Турция, Грузия и Армения.

7 https://danilevsky.ru/stati-irsi-analitika-tg-kanala-rossiya-ne-evropa/francziya-i-germaniya-podminayut-pod-sebya-evropu/?ysclid=lnlhnsx5c3306405561

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru