Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Октябрь 2018
Осень. Октябрь. Падают биржи.
В конце первой декады октября мировые финансовые рынки сильно встряхнуло. Накопившиеся дисбалансы в глобальных финансовой и торговой сферах громко дали о себе знать.
Почин, как и в 1929 году, и в 2008 году, сделали США. После развязанной президентом Трампом торговой войны «против всех» и очередного повышения американским финансовым регулятором ФРС базовой ставки на 25 пунктов стоимость кредитов для американских компаний значительно повысилась и одновременно резко выросла доходность американских государственных облигаций (на какой-то момент до 3,3 %). Для сравнения: средняя дивидендная доходность акций компаний в американском индексе широкого рынка «S&P 500» ниже 2 %. Инвесторы бросились продавать акции частных компаний и покупать государственные облигации США.
В результате 10–11 октября произошел обвал на ведущих биржах акций США сразу на 3–4 %, затем по цепочке он перекинулся в Азию, где достиг размеров 5–6 %. Паника в меньшей степени захватила Европу, включая Россию, где биржи упали до 2,5 %.
Масштабное падение глобальных финансовых рынков отразилось и на рынках сырья: стоимость барреля нефти упала за 2 дня с $85 до $80.
Эксперты считают, что спусковым механизмом нынешнего кризиса могли стать действия американского финансового регулятора и позиция ведущих инвесторов, для которых в эти дни наступили период отчетности за III квартал и фиксирование прибыли.
Более фундаментальными триггерами стали быстрое нарастание глобального долга и действия «слона в посудной лавке», т. е. начатые президентом Трампом торговые войны.
По первому сюжету можно отметить, что мировая задолженность в государственном и частном секторах с 2008 года выросла на 60 % до рекордных $182 трлн, по данным МВФ. По второму пункту — мировая экономика начинает расти медленнее, как только страны, задействованные в глобальной торговле, вводят торговые ограничения.
Три раунда взаимных санкций крупнейших торговых держав — США и Китая — затронули практически весь их совокупный экспорт/импорт (около $700 млрд в год). Так как экспорт китайских товаров в США в пять раз больше американского экспорта в КНР, в торговой войне санкций Китай расходует «последние патроны». Затруднять жизнь американским компаниям невыгодно: инвестиционный капитал и так бежит из Поднебесной со скоростью $150 млн в месяц, а $20 трлн американских инвестиций в Китай — это одна из опор китайской экономики. В результате Китай вынужден продолжать политику огромных государственных денежных вливаний в экономику. В противном случае накачанный пузырь сверхзакредитованности грозит лопнуть. Пока эта стратегия грамотной «заливки» кризисных явлений денежными инвестициями работает. 12 октября рынки начали успокаиваться на фоне позитивных данных о росте китайской торговли даже в условиях торговой войны.
Внешние факторы нынешней паники на рынках могут и исчезнуть, но фундаментальные дисбалансы как основа возможной предстоящей глобальной рецессии сохранились и продолжают накапливаться.
При этом в России главными заботами властей на ближайшую перспективу стали не только колебания глобальных финансовых рынков, но и запланированный на ноябрь новый пакет американских санкций. Они ударяют по российским экспортным контрактам и госбанкам. При заключении сделок с третьими странами в долларах (а это 70 % всех экспортных и 36 % импортных операций) финансовые расчеты проходят через американские банки-корреспонденты.
Нервно реагируя на данную перспективу, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил, что если санкции будут наращиваться, то цели социально-экономической политики, которые наметил президент, станут практически недостижимыми.
Тем не менее правительство РФ демонстрирует уверенность в выполнении поставленных задач. В качестве российского «ответа» на санкции развивается тема постепенной «дедолларизации» внешнеторговой деятельности, в том числе с привлечением к реализации этой стратегии партнеров из государств БРИКС и ЕС. При этом внутри страны власти не собираются предпринимать чрезвычайные меры, способные ущемить интересы населения и предпринимательского сообщества типа запрета хождения доллара или принудительного обмена долларовых сбережений на рублевые.
2024 год
Сентябрь
Выборы в США 2024. Дебаты прошли, интрига осталась
Август
Стоит ли менять коней на переправе?
Июль
Итоги выборов в Великобритании: перевернутая страница или бег по кругу?
Июнь
Май
Апрель
Март
Трамп против Байдена (Необыкновенный матч, мультфильм 1955 года)
Февраль
Январь
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль