Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Апрель 2019

Украина: накануне решающего выбора

Состоявшийся 31 марта первый тур выборов президента Украины подтвердил прогнозы социологов по расстановке претендентов, выявив, однако, неожиданные специфические особенности.

Владимир Зеленский неожиданно получил значительно лучший, чем ожидалось, результат. В абсолютных цифрах его поддержало 5,7 млн избирателей — больше, чем у действующего президента и Юлии Тимошенко вместе взятых. Главным же качественным достижением Зеленского стала победа на всей территории Украины, в 20 областях из 25.

Источник: www.bbc.com

Впервые в истории «незалежной» Украины Зеленский сумел объединить электорат по всей территории страны, от Закарпатья до Харькова, преодолев этнические, языковые, региональные противоречия. Другими составляющими его победы стали: неожиданная сверхактивность русскоязычного электората юго-восточных областей и относительная пассивность «патриотов Галиции»; активность молодых избирателей в возрасте 18–35 лет, свыше 50 % которых дошли-таки до избирательных участков. Зеленский не стеснялся своей «русскоязычности», представлял себя умеренным центристом по вопросам внутренней и внешней политики и решительно отвергал этнонационализм.

Важнейшим элементом этой победы стала «политическая новизна» кандидата, его акцентированная непричастность к существующему истеблишменту, который провалил многие из своих обещаний Евромайдана-2014. Высокая узнаваемость, в том числе заработанная с помощью образа неподкупного персонажа популярного телесериала, полностью легла в матрицу ожиданий протестного электората.

Как отметил один из украинских обозревателей, «это самый обычный парень, возмущенный разгулом коррупции. Он остается неизменно честным, и честности посвящены его выступления в ипостаси политического кандидата».

Напротив, выбранная президентом Петром Порошенко электоральная стратегия подчеркнутого этнонационализма провалилась. Она лишь позволила ему оттеснить на 3-е место Юлию Тимошенко и представила его более последовательным «русофобом». При этом избиратели прекрасно поняли, что выбранный в соответствии с этой стратегией лозунг «Армия! Язык! Вера!» является лишь «дымовой завесой», прикрывающей провал социально-экономической политики и произвол коррупции. Не только лозунгами, но и своими конкретными делами: радикально-националистическими законами в области образования и языковой среды, изгонявшими русский язык из общественной сферы; утверждением автокефалии православной церкви на Украине; военной провокацией в Керченском заливе; введением всевозможных ограничений для российских граждан, посещающих Украину, и т. д. — Порошенко подчеркнуто воспроизводит опыт Прибалтики и Польши, демонстрируя Западу, что Украина находится на «правильной стороне» геополитической баррикады. Однако результат выборов продемонстрировал невозможность создания украинского государства-нации, как монолингвистического. Такая перспектива позволила Порошенко победить лишь в 2-х областях западной Украины (Львовской и Тернопольской).

Достигнутые результаты проясняют и тактику претендентов на президентский пост во втором туре.

Стратегическая цель Владимира Зеленского — сохранить вновь образовавшееся большинство и «довести» его до избирательных участков 21 апреля 2019 года. Он может не связывать себя «обязывающими» союзами с проигравшими кандидатами.

Уже сейчас, по данным исследования группы «Рейтинг», Владимир Зеленский во втором туре может рассчитывать на поддержку 15 % избирателей Анатолия Гриценко, 19 % избирателей Юлии Тимошенко, по 16 % избирателей Александра Вилкула и Юрия Бойко, а также 18 % избирателей, которые поддерживали Игоря Смешко.

По всей видимости, стратегия кампании Зеленского не будет отличаться от той, что была в первом туре. Планируется сделать акцент на ошеломляющей коррупции действующей власти, иронизировать относительно тезисов о достижениях, к которым пытается привлечь внимание команда Порошенко, и продолжать концертную деятельность. В украинском обществе существует большой запрос на дебаты 19 апреля — за два дня до второго тура выборов.

Дебаты являются сейчас самым большим вызовом для президентской кампании Владимира Зеленского. Претендент на пост № 1 в экономических вопросах не чувствует себя «как рыба в воде». Наконец, «слуга народа» не может игнорировать возросшую после первого тура выборов склонность «коллективного Запада» поддержать Порошенко (заявление Курта Волкера, запланированная встреча Порошенко с Меркель и Макроном 12 апреля). Зеленский уже выступил с заявлением о преданности курсу на евроинтеграцию и движению к НАТО и поспешил на смотрины к Макрону вслед за Порошенко.

Сверхзадача Порошенко — повторить «подвиг» Леонида Кучмы, который, имея на старте президентской кампании 1999 года рейтинг в 6 %, стал главой государства. Даже при тотальном очернении соперника без инсценирования «чрезвычайных обстоятельств» и такого масштаба массовых фальсификаций, которые поставили бы под сомнение легитимность выборов, победить Петру Порошенко будет невозможно. Поэтому его задача — сократить рейтинговый разрыв с 15 до 5–7 %, что позволило бы сделать вероятные итоговые фальсификации правдоподобными.

Проблема для Порошенко даже не столько в популярности Зеленского, сколько в низком уровне доверия (9 %) и высоком антирейтинге президента (58 %). Достаточное количество избирателей не поддерживают шоумена, но не готовы голосовать за Порошенко.

 За оставшиеся две недели команде Порошенко необходимо убедить миллионы украинцев изменить сформировавшееся и устойчиво негативное мнение о «Пете-колобке». Задачей-максимумом для команды президента является усиление поддержки на западе страны, в центре и столице.

Цейтнот не оставляет Порошенко шансов на радикальную смену своей националистической русофобской платформы, хотя в последние дни президент вдруг объявил себя «русскоязычным». Нельзя исключать «возгонки» патриотического градуса путем возможных провокаций в Донбассе и Крыму. Однако необходимым условием является поддержка со стороны НАТО, а в Вашингтоне и Брюсселе вряд ли готовы слишком рисковать ради очевидно теряющего массовую поддержку лидера.

Не помогает Петру Порошенко и привычное включение административного ресурса. После оглушительного провала в первом туре он решил провести «зачистку» председателей областных администраций, не сумевших обеспечить ему победу на выборах или хотя бы «достойный результат».

Массовую «зачистку» двадцати губернаторов Порошенко просто не может себе позволить, но увольнять надо, чтобы все «остальные боялись». 6 апреля лояльный представитель блока Петра Порошенко «Солидарность» (БПП), глава Херсонской обладминистрации Андрей Гордеев безропотно написал заявление об увольнении по собственному желанию. А вот с главой Одесской областной государственной администрации Максимом Степановым вышел конфуз — он отказался подчиняться указу президента о своем увольнении и лишь со второй попытки был отправлен в отставку решением кабинета министров.

 В «рукаве» Порошенко еще остается козырь для «разоблачения» Зеленского как «марионетки олигарха Коломойского». В пропаганде главное сейчас для Порошенко — сбить соперника с удобной ниши «мы за все хорошее», заставить раскрыться, заявить о позиции по принципиальным темам внутренней и внешней политики.

В штабе президента верят, что на победу главы государства работают триада «Армия! Язык! Вера!», утверждения об активном экономическом росте во времена его правления, а также перехваченный у Юлии Тимошенко тезис о снижении цен на газ для населения. Итоги 21 апреля покажут, оправданы ли эти надежды. Пока укрепления электоральных позиций Порошенко не наблюдается. Последние соцопросы показывают, что Зеленский сохраняет более чем двукратное превосходство (по разным опросам за него готовы голосовать от 60 до 70 % граждан, намеренных участвовать в выборах).

В то же время, выйдя во второй тур, Порошенко выполнил задачу минимум, если рассматривать нынешние выборы как прелюдию к выборам парламента (Рады) в октябре 2019 года. В парламентской фракции БПП «Солидарность» отмечают, что есть все возможности отыграться во время парламентской кампании, когда избиратель увидит Зеленского в действии и его рейтинг упадет.

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru